Московский патриархат подрывает устои христианства — религиовед Игорь Козловский

-

Читайте также

Пандемия внесла коррективы во все сферы деятельности человека, в том числе в религиозную. Верующие очень болезненно восприняли новые реалии, однако при этом одни вняли настоятельным рекомендациям не посещать храмы, другие категорически их не приняли, продолжая участвовать в службах. Ситуация усугубилась еще и тем, что карантин пришелся на период Великого поста, Страстной седмицы и празднования Воскресения Христова у христиан, Песаха у иудеев, начала священного месяца Рамадан у мусульман, когда в церкви, синагоги и мечети устремляется огромное количество народа. Священнослужители всех уровней, от глав конфессий до настоятелей сельских церквей, призывали прихожан оставаться в этом году дома и не участвовать в богослужениях. Исключением стала лишь УЦП МП, которая демонстративно проигнорировала все запреты. Но почему эта церковь позволяет вести себя негуманно и безответственно рассказал старший научный сотрудник отделения религиоведения Института философии имени Сковороды Национальной академии наук Украины, бывший узник Кремля Игорь Козловский, передают Факты.

«Человеческую жизнь и здоровье поставили за скобки, зато оказался важен сам обряд»

— Игорь Анатольевич, завершилась Пасхальная неделя, прошли поминальные дни. По данным Нацполиции, 130 тысяч человек посетили пасхальные богослужения, причем больше всего было прихожан Украинской православной церкви Московского патриархата…

— Не больше всего, а это, собственно, они и были.

— Предстоятели этой церкви устроили просто демарш какой-то

— Трудно назвать это демаршем. Это, скорее, то, что иногда происходит в головах представителей определенной субкультуры. Мы, когда говорим о различных религиозных организациях, должны понимать, что это определенные субкультуры, у которых кроме общего пространства, где мы живем, есть еще и свое внутреннее пространство. Очень часто эти субкультуры живут как бы в разных временах. Отсюда и разный взгляд на те или иные процессы, происходящие в современном обществе. Есть религиозные организации, успевающие синхронизировать свое движение вместе с развитием общества, поэтому они лучше слышат и лучше понимают ситуацию, они включены в процесс.

— Они более современные, что ли?

— Это не совсем правильный термин, потому что наше общество тоже не всегда живет в современности, если сравнивать, предположим, положение украинского села с фермерским хозяйством где-нибудь в Европе. Это разновременные пространства.

Так уж получилось, что в Украине большинство религиозных организаций — и христианских, и нехристианских (мусульмане, иудеи и т. д.) — давно уже стали частью гражданского общества. Особенно это хорошо было «простимулировано» событиями, начавшимися в 2014 году. Эти организации восприняли случившееся как собственную беду, услышали боль общества и синхронизировали с ним свое движение. Это и волонтерство, и понимание, что мы живем в очень сложное время, поэтому нужны и важны солидарность и взаимовыручка. У них не отстраненный взгляд на происходящее.

Призыв украинской власти и мировых лидеров к гражданскому обществу во время пандемии они восприняли как продолжение такой солидарности. Главы церквей и других религиозных организаций сразу же взяли на себя ответственность. Они четко сформулировали свои месседжи верующим: да, Пасха — большой праздник, но человеческая жизнь и здоровье дороже; мы помним о вас, но встречаться теперь будем в режиме онлайн; мы не бросаем вас, не теряем с вами контакт; мы предоставляем вам постоянно свежую объективную информацию о происходящих событиях.

Большинство священников включились еще и в благотворительную работу. Зная нужды прихожан, они привозят на дом пожилым и одиноким обездоленным людям продукты, помогают решить бытовые проблемы. Причем делают это тихо, спокойно, без шумихи и телекамер. То есть эти церкви живут как единый организм.

Что касается церкви Московского патриархата, то мы, начиная с 2014 года, увидели какую-то отстраненность от происходящего в стране. Это, собственно, и привело к тому, что они не приняли полноценного участия в действиях, направленных тогда на солидаризацию усилий в борьбе с внешней агрессией, а сегодня еще и с заболеванием. С самого начала из уст их руководителей не звучали ясные и четкие разъяснения и призывы. Даже невзирая на то, что в России закрыли православные церкви во время пасхальных богослужений, здесь, в Украине, начали демонстрировать такой, извините, кондовый фундаментализм, когда человеческая жизнь и здоровье оказываются как бы за скобками, зато важен сам обряд.

«Лавры и церкви стали фактически очагом распространения коронавируса»

— С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что состояние радости во время празднования великого дня в истории христианства, конечно же, усиливается при посещении храма, — продолжает ученый. — Но это не значит, что если ты действительно христианин, то не можешь переживать Воскресение Христово дома.

И вот вместо того, чтобы дать четкие разъяснения и инструкции, договориться с активными прихожанами о том, чтобы они также помогли сдержать порывы людей прийти в храм, мы услышали призывы ходить в церковь и причащаться. Например, от предстоятеля Киево-Печерской лавры митрополита Павла.

Все это привело, к сожалению, к очень нехорошему развитию событий. Лавры и церкви стали фактически очагом распространения коронавируса.

— Богослужения в Святогорской лавре, единственной в Украине, которую до сих пор не закрыли на карантин, проводят без масок, там по-прежнему прикладываются к иконам и кресту. Наместник лавры митрополит Арсений успокаивает паству, цитируя какого-то батюшку, сказавшего: «А что будет? — Мы все умрем»

— Это все вписывается в общую канву. Святогорская и Почаевская лавры — «градообразовующие предприятия», как сейчас модно говорить. Местные органы власти еще со времен Януковича находятся в очень тесном сотрудничестве с руководителями этих лавр. Поэтому есть и ощущение безнаказанности, и какой-то надменности, и вседозволенности их предстоятелей. Они, таким образом, вселяют страх во многих власть имущих, мол, не будут тех причащать либо на них обидятся и проклянут. Так как большинство прихожан не очень-то разбираются в самом православии, то воспринимают это, скорее, как магическую потустороннюю структуру. Этакий своеобразный вариант коррупции, я сказал бы.

С другой стороны, заявления наместника — это как раз и есть проявление того кондового, причем аскетического фундаментализма. Потому что монахи уже умерли для мира. Человек, ушедший в монастырь, уже находится по ту сторону. Он смотрит на жизнь как на бренное существование. Поэтому у них и происходит такое обесценивание человеческой жизни.

«Проявилось то, что противоречит фундаментальным христианским принципам — принципам любви»

— Поведение священноначалия Московского патриархата в Украине однозначно должно вызвать у нашего государства вопросы, ведь в Конституции Украины и Законе «О свободе совести и религиозных организациях» четко говорится, что у нас права и свободы граждан на первом месте, однако, если эти права и свободы, в том числе религиозная свобода, приводят к серьезной угрозе жизни и здоровью граждан, они могут быть ограничены.

Государству нужно было более четко обозначить те или иные пределы такой деятельности. Они, конечно, были поставлены, и сознательные граждане, несомненно, их придерживаются. Но если определенное субкультурное религиозное сообщество ведет себя демонстративно…

То есть проявилось то, что противоречит христианским фундаментальным принципам — принципам любви. «Возлюби ближнего как самого себя». Но любить себя — значит заботиться, прежде всего, о своем здоровье, потому что ты есть храм, в котором живет Дух Святой, поэтому печься о нем необходимо. Это базовая любовь. К тому же любовь к ближнему — это и понимание того, что ты не должен быть очагом для распространения заболевания.

— Получается, что Московский патриархат подрывает устои христианства?

— В определенной степени. Иными словами они поставили обряд выше главного принципа христианства. Их фактически аскетический фундаментализм, доведенный до крайности, стал такой характерной особенностью, которая проявилась как раз в период опасности для всего населения.

«В Киево-Печерской лавре запросили помощь, потому что не стало традиционного денежного потока»

— Не секрет, что период пасхальных торжеств — это еще и очень серьезные доходы церкви.

— Да, конечно.

— Этот абсолютно коммерческий аргумент мог послужить мотивом для игнорирования мер безопасности?

— Несомненно, все может быть мотивом, ведь мы же многомерны. Есть мотив чисто обрядово-религиозный, есть мотив финансово-экономический, поскольку в этот период церковь получает большую часть доходов. Недаром же в Киево-Печерской лавре вдруг запросили помощь. Именно потому, что не стало традиционного денежного потока.

Они же от чего кормятся? От того, что приносят туда прихожане. Можно, конечно, сказать им: «У вас есть такие прихожане, как тот же Новинский и прочие небедные люди, которые могут спокойно вас поддержать в этот период. Почему вы взываете к обществу, которое поставили в столь опасное положение?»

— Украинская православная церковь Московского патриархата повела себя, прямо скажем, безответственно. Могут ли быть нарекания в ее адрес со стороны Константинополя?

— Нет, это вне его компетенции. Каждая из православных церквей, в том числе и Константинопольский патриархат, — автокефальная, автономная, со своим управлением и со своей мерой ответственности за прихожан.

Константинопольский патриархат, как и большинство православных церквей мира, с самого начала закрыл свои храмы. Православная церковь Украины сделала все необходимое, чтобы не допустить распространения эпидемии. Украинская греко-католическая церковь — тоже.

Сейчас у мусульман начался священный месяц Рамадан. Раньше каждый день в это время в Духовном управлении мусульман Украины «Умма» собиралось от двух до пяти тысяч человек на ифтар (разговение, вечерний прием пищи во время Рамадана. — Авт.). Но руководители этого объединения в самом начале карантина сразу предупредили, что в этом году лучше всем оставаться дома. Муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов несколько раз выступал с такими воззваниями. Это и есть грамотная и четкая позиция по-настоящему ответственного религиозного лидера и гражданина своей страны.

Там так же составили списки малоимущих и привозят им домой все необходимое, чтобы люди могли после дневного воздержания от еды разговеться на ифтаре вечером. У них тоже тысячи верующих, но они помнят о каждом и делают все возможное, чтобы не подвергать людей опасности.

«Нельзя допустить, чтобы наша критика стала толчком для разжигания вражды по религиозным признакам»

Вот мы видим, насколько отличается политика одной церкви от всех остальных. Может ли после такого измениться отношение прихожан к Московскому патриархату?

— Понимаете, верующие люди не только верят в Бога, но и доверяют своим лидерам. Лидер может говорить, что «это за грехи твои» или что «эти страдания нам необходимы», что «это все от Господа». Все зависит от его системы аргументации и авторитетности.

Если бы некоторые представители священноначалия Украинской православной церкви Московского патриархата на самом деле осознали то, что произошло, и свою роль в этом… Хорошо бы им теперь выступить, покаяться, рассказать о своих ошибках и извиниться перед всеми — перед обществом, перед своими прихожанами, которых они обрекли на опасность. Это стало бы для них первым шагом для восстановления пошатнувшегося авторитета. И это было бы конструктивно и по-христиански.

Понятно, что искренне верующие в большинстве своем будут продолжать им верить. Но те, кто были индифферентными (так называемые бытовые православные, которые, предположим, эпизодически посещали церковь один-два раза в год), уже задумались и начали осознавать, что их индифферентность должна завершаться, что, видя такую политику церкви, следует пересмотреть свою позицию. Это уже происходит. Очень многие разочаровываются.

Однако здесь таится и другая опасность. Согласно действующему законодательству Украины, у нас запрещено разжигание вражды и ненависти по религиозным признакам. Нельзя допустить, чтобы наша критика позиции некоторых представителей священноначалия УПЦ Московского патриархата стала толчком для разжигания такой вражды. У нас свобода совести и мировоззрения является конституционным принципом. Не все священники этой церкви поступили в этой ситуации безответственно. Было много случаев вполне адекватной реакции. Просто у гражданского общества остаются вопросы как к органам власти, так и к руководству УПЦ (МП).

— Когда мы оказались в совершенно новых условиях, выяснилось, что можно работать дистанционно, обходиться без привычных посиделок с друзьями, походов в театр и прочего, хотя это безумно тяжело. Эксперты говорят, что после завершения карантина мы не вернемся к каким-то прежним необходимостям. В отношениях человек — церковь что-то тоже изменится или все вернется на круги своя?

— Несомненно, появление целого ряда новых форм коммуникации осваивают и религиозные организации. Однако уже сейчас, например, понятно, что есть определенный переизбыток онлайн-трансляций. Если в первые недели карантина их жадно смотрели тысячи людей, то сейчас мы уже видим некое охлаждение и определенное превращение в этакую бытовую форму. Новое всегда интересует массы, а потом так или иначе человек все равно к нему остывает.

Естественно, нам сегодня не хватает ответной реакции. Когда ты непосредственно принимаешь в чем-то участие, даже пассивное, у тебя иные ощущения. Спектакль в записи и в театре — это разные вещи.

Человек же еще и существо социальное. А для социального существа важно эмоциональное общение. Ни телефон, ни Skype не дадут той гаммы и полноты чувств, необходимых человеку для развития. Развитие — это прикосновения, это мгновенная ответная реакция, это ответы собеседника на твои вопросы, когда ты видишь его глаза, мимику, жестикуляцию, слышишь его интонации и т. д.

Да, появились новые формы коммуникаций между верующим человеком и церковью, но религиозные организации в большинстве своем традиционны в своих формах. Посещение храма — это для человека особое состояние и особая радость. Поэтому возвращение к традиционным формам богослужения обязательно состоится.

Напомним, как сообщала группа ИС, УПЦ МП тайно хоронит умерших от коронавируса священников.


Информация – одна из граней войны! Подписывайтесь на аккаунт «Информационного сопротивления» в Twitter – ссылки на наши эксклюзивы, а также самые резонансные новости Украины и мира.

загрузка...

Свежее

В Украину идут дожди и грозы

Через две недели наступит календарное лето. А пока над Украиной весна, облачно, температура днем от +15 до +29, грозы. Май...